12358107_1059528900763791_1021781193_n

Музыкант-экспериментатор, продюсер и аранжировщик из Германии, Кай (со звучной «скоростной» фамилией Шумахер) прилетел в Кыргызстан ранним утром пятницы, 13-го ноября. В рамках своего пребывания в столице, он выступил с концертом в Кыргызской национальной филармонии им. Т. Сатылганова 14-го ноября с программой под названием «Песни без слов».

В программе прозвучали не только великие произведения классиков, но и мировая премьера композиции дуэта Кая с группой Модерат (Moderate) и кавер-версия в технике струнной игры на фортепиано знаменитого трека электронной музыкальной группы The Prodigy” «За пределами» (Out of Space).

На вопрос, было ли легко ему совместить в своем исполнении две разных категории музыки, Кай ответил: «Мне было легко совместить музыку фортепиано и электронную. Это не что-то новое для меня. Техника, которую я использовал, на самом деле проста, некоего рода авангард, и была популяризирована такими композиторами ХХ-го века, как Кейдж.

Как поделился потом Кай в своем интервью, в предыдущих музыкальных экспериментах он также использовал металлическую цепь, привязанную к струнам фортепиано для придания дополнительного эффекта «очень быстрого шумного металлического звука». По словам Кая, внутри фортепиано столько много вещей, которые можно сделать, ведь это настолько огромный инструмент, что это стыдно играть только на 88-ми клавишах.

Во второй части программы прозвучало 36 вариаций на тему “El pueblo unido jamas sera vencido” (избранное) Фредерика Ржевского, которую Кай разучивал полностью в течение двух лет для одного из своих экзаменов в высшей школе Фолькванг в Эссене.

График музыканта был забит. В течение следующего дня он был занят с журналистами, давал интервью, и знакомился с Бишкеком. За время своего короткого пребывания Кай успел совершить небольшой поход в горы и прогуляться по центральным улицам и аллеям столицы.

Уже в понедельник, 16-го ноября, он выступил для учеников в Кыргызском Государственном музыкальном училище имени М. Куренкеева, а в среду у Кая было запланировано еще одно выступление с программой в областной филармонии города Ош имени Р. Абдыкадырова.

Как пояснил заместитель посла Германии в КР, Андерс Лундгрен, в начале программы Кая в филармонии Бишкека, задачей посольства было познакомить с культурой Германии не только гостей и жителей столицы, но и людей из отдаленных регионов.

Программа «Песни без слов»:

В. А. Моцарт — 12 вариаций на тему французской песенки «Ах, я Вам скажу, мама», KV 265,

Джордж Гершвин – Бессонная ночь,

Феликс Мендельсон-Бартольди —      Песнь без слов ми-бемоль мажор, ор.30 №1

Песнь без слов си-бемоль мажор, ор. 62 №2

Джордж Гершвин – Я ощущаю ритм (I got rhythm),

Франц Шуберт/ Франц Лист – У моря,

Кай Шумахер/ Саундгарден (Soundgarden) – Черная дыра солнца (Black Hole Sun)

Кай Шумахер/ Модерат ( Moderate) – Новая ошибка (A New Error) – мировая премьера

Кай Шумахер/ The Prodigy – Out of Space

Перерыв

Фредерик Ржевский – «Единый народ никогда не победить!», 36 вариаций

                                               36 вариаций на тему “El pueblo unido jamas sera vencido” (избранное)

 

После своего первого выступления в Бишкеке Кай Шумахер согласился дать нам интервью:


Скажите, пожалуйста, были ли вы когда-нибудь в Центральной Азии? Каковы были ваши ожидания от поездки в Кыргызстан?

Я никогда не был в Центральной Азии до этого, но я был в Южной Корее. Я там играл концерт около 8-10 лет тому назад, значительное время прошло.

Честно говоря, я не знал ничего о Кыргызстане, потому что страна не так известна в Германии. Кыргызстан практически неизвестен в Германии, поэтому у меня не было никаких ожиданий, когда я сюда собирался, и я хотел удивиться сам. Я просмотрел небольшую статью в Википедии про страну, но потом я закрыл все и решил испытать все на себе (улыбается).

Какую музыку вы сами предпочитает слушать, чтобы расслабиться?

Это всегда зависит от моих чувств. В последние годы я предпочитаю слушать тихую музыку, потому что такая музыка подходит для расслабления особенно после того, как ты сам играешь музыку в течение целого дня. Лучше всего расслабиться помогает немного тихая музыка по вечерам. На данный момент я предпочитаю инструментальную музыку без вокала. Я очень много слушаю эмбиент музыку, глубокую, медленную, атмосферную.

Последняя группа, на чей концерт я ходил в этом жанре это Godspeed you! Black Emperor”. Вам стоит их послушать. Их музыка немного громкая, но в то же время очень расслабляющая с другой стороны. Когда поток звуков направляется на тебя, и ты чувствуешь, как ты растворяешься в ней. Ты перестаешь думать и просто отдыхаешь.

Считаете ли вы себя революционером в музыке, соединяя несоединимое: рок, электронику и классическое фортепиано?

Нет, я не считаю, что они несоединимы. Я пытаюсь объяснить, почему у меня есть идея объединить эти жанры в музыке. Я бы не назвал то, что я делаю чем-то революционным. Для меня это абсолютно нормально. Как по мне, так это хорошо сочетать эти вещи. Ведь с одной стороны, я музыкант с классическим образованием, а с другой — я слушал рок и играл в группах. Всегда были две стороны Кая Шумахера (смеется).

Насколько мне известно, ваши любимые рок группы, когда вы были подростком это “Nirvana”, “Rage against the Machines”?

Да, 90-е годы. Я родился в 1979 году. Это все началось, когда мне было лет 12-13. В начале девяностых, когда играли такие группы, как “Nirvana”, “Soundgarden”, “Metallica”, “Guns’n’Roses”. Это был мой первый контакт с рок музыкой. Сейчас я не такой фанат этих групп, но все равно они остались в моем сердце. Когда я слушаю их старые песни, что-то внутри меня происходит. Это было частью моей юности, частью моей жизни.

Были ли вы на их живых выступлениях?

Да, я был на некоторых, но я был слишком юным, чтобы увидеть “Nirvana” играющими вживую, потому что Курт Кобейн умер в достаточно молодом возрасте. Мне было 14-15 лет. В это время я жил в маленьком городе на юге Германии. В округе моего города не было концертов рок-групп. Приходилось ехать достаточно долгое время. Я был слишком маленьким для этого.

Вы известны своим сотрудничеством с молодыми композиторами из Европы и со всего мира. Планируете ли вы сотрудничать с молодыми композиторами из Кыргызстана или Центральной Азии?

Пока что я не знаком ни с кем из молодых композиторов отсюда. Я приехал сюда всего лишь на пару дней. Я провожу тут некоторые мастер-классы для учеников — музыкантов поэтому, возможно, что я встречу каких-нибудь композиторов, и мы сможем с ними поговорить о сотрудничестве. Посмотрим, если мы найдем общую «музыкальную волну». Еще увидим!

Скажите, Кай, за время своего пребывания здесь вам бы не хотелось поэкспериментировать с народной кыргызской или центральноазиатской музыкой в своем исполнении?

Подобные эксперименты могут быть, безусловно, интересны, но иногда с этим возникают некоторые проблемы. Для меня это постоянная проблема, которая часто встречается в музыке кроссовера. Когда у тебя два слоя музыки, т.е. у тебя есть один слой классической фортепианной музыки и второй – народной, как в данном вашем примере. Ты, вроде бы, пытаешься их сыграть вместе, но, на самом деле, знаете, они никогда не сыграются вместе. Очень сложно соединить в одной композиции две части воедино. К тому же, у меня нет никакого опыта работы с народной центральноазиатской музыкой. Я, честно говоря, не могу сказать, получится ли что-нибудь из этого эксперимента или нет, но, я уверен, это стоит попробовать.

На последний вопрос интервью, не боится ли он столкнуться с «творческим кризисом» в своих музыкальных экспериментах, Кай ответил, что нет. По его словам, так как он не является композитором музыки, у него нет такого страха.

«Если когда-нибудь наступит такое время, когда я буду не знать, что мне делать дальше, я просто вернусь к истокам, истории музыки, и буду искать какие-нибудь великие произведения, например, Моцарта, которые я еще не играл».

Материал подготовили: Алия Рысимбетова и Анастасия Шевцова